После заключения соглашения по ограничению добычи странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в картель, рынок стал больше уделять внимания частным добывающим компаниям, сообщают СМИ. Хорошим примером являются американские и европейские компании, которые были основными бенефициарами заключенного соглашения. Как итог, мы наблюдаем рост добычи в США, которая сейчас чуть меньше 9 млн баррелей в день, а добыча сланцевой нефти перестала снижаться и стабилизировалась на уровне в 5 млн баррелей в день. Из европейских стран стоит отметить Норвегию, которая нарастила добычу на 3,5% г/г в 2016 году.
Умеренный по длительности период низких цен на нефть позволил компаниям «прокачать» выживаемость. Оптимизация структуры издержек и повышение эффективности повысили гибкость компаний к изменению внешней среды. Позитивный настрой добывающих компаний подтверждают и слова Патрика Шевардье: «Сейчас настало время начинать новые проекты, потому что низкие издержки на техническую составляющую добычи позволяют это сделать». И слова подтверждаются последней сделкой Total, которая инвестирует USD2,2 млрд в проект в нефтегазоносном бассейне Сантос у юго-восточного побережья Бразилии. Аналогично рост активности наблюдается и у других крупных европейских компаний, таких как BP и Statoil.
Успешно отыграть рост инвестиционной активности добывающих компаний можно через акции нефтесервисных компаний. Они будут основными бенефициарами от стабилизации цен на нефть.
По нашему мнению, потенциал роста цен на нефть ограничен, и средняя цена на нефть по итогам года будет около USD55 за баррель. Как это ни странно, но на потенциал роста цен повлияла сделка по ограничению добычи. Инвесторы не увидели существенной очистки отрасли, следовательно, риски избыточного предложения нефти будут существенно ограничивать рост цен.
|