Россия выполнила угрозу снизить поставки беспошлинной нефти в Белоруссию в третьем квартале на 2,25 млн т. Такое право у Москвы было давно в связи с недопоставкой Минском нефтепродуктов в Россию. Но власти РФ им воспользовались в попытке решить более острый вопрос долга Белоруссии за газ. Мера оказалась эффективной, Минск уже инициировал новые переговоры, и эксперты уверены, что страны в ближайшее время урегулируют спорные вопросы.
"Белнефтехим" в пятницу сообщил о получении от Минэнерго РФ графиков поставок нефти из России со снижением минимум на 2,25 млн т. Накануне о возможном сокращении поставок упоминал министр энергетики Александр Новак, связав это с долгом Белоруссии за российский газ и недопоставками нефтепродуктов в Россию. По словам чиновника, высвобождающиеся объемы нефти будут направлены на экспорт в другие страны.
"Решение Минэнерго РФ и аргументация его причин, представленная в СМИ, вызывают удивление,— заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь белорусского концерна Марина Костюченко.— Действующие документы, регулирующие объемы поставок нефти в Беларусь, не содержат привязки к тем или иным газовым вопросам". По ее словам, "Белнефтехим" проводит юридическую оценку ситуации и планирует провести консультации с Минэнерго РФ.
Россия должна была в 2016 году поставить в Белоруссию 24 млн т беспошлинной нефти (хотя базовый объем составляет 18 млн т), получив в ответ 1 млн т нефтепродуктов (250 тыс. т в квартал). Но, по данным Минэнерго, в первом квартале получено только 89 тыс. т, а во втором — вообще ничего. По соглашению сторон, если Минск не выполняет обязательств по нефтепродуктам, РФ вправе снизить объемы поставок нефти (в пять раз больше объема недопоставки нефтепродуктов). У Москвы давно было право воспользоваться этим пунктом договора, подчеркивает источник "Ъ" на рынке, но она до сих пор к нему не прибегала. О возможном сокращении власти РФ говорили год назад, когда Белоруссия также остановила поставки нефтепродуктов, но в отсутствие других конфликтов угроза не была реализована. Теперь же России нужно решить вопрос оплаты газа, уточняет собеседник "Ъ", а снизить поставки нефти проще, чем подачу газа в страну-транзитера.
Газовый конфликт возник в начале года, когда Минск решил оплачивать газ почти вдвое ниже контрактной цены (около $73 вместо $132 за 1 тыс. кубометров). Белоруссия называет свою цену равнодоходной и рассчитывает ее исходя из стоимости газа для Германии за вычетом транспортировки через Польшу и Белоруссию, а также экспортной пошлины (30%). "Газпром" настаивает на формуле "цена газа в ЯНАО плюс транспортировка".
В то же время источник "Ъ" в правительстве сомневается, что Россия действительно снизит поставки нефти,— по его мнению, стороны быстро договорятся по газу. Минск уже сделал шаг в сторону урегулирования конфликта. Как сообщил в субботу вице-премьер РФ Аркадий Дворкович телеканалу "Россия 24", Белоруссия сделала России новое предложение по решению проблемы, не уточнив деталей. При этом чиновник заверил, что снижать цену на газ для Минска не планируется.
Александр Назаров из Газпромбанка также уверен, что РФ и Белоруссия в ближайшее время договорятся по поставкам и нефти, и газа. Аналитик признает, что маржа Минска при перепродаже и обработке российского газа невысока, но при этом Белоруссия активно экспортирует нефтепродукты. В такой ситуации, заключает господин Назаров, не слишком принципиально, по какому направлению, нефтяному или газовому, Минск получит "дотацию" от Москвы, а для России сейчас принципиальность позиции по газу важнее — дополнительные скидки для Белоруссии могут повлиять на переговоры с другими странами.
|