Более четверти миллиона военных, около 900 танков, 1000 самолетов и 300 кораблей — такие силы на прошлой неделе задействовали россияне в учениях Центрального и Восточного военных округов. Как сообщил российский министр обороны, внезапная проверка боевой готовности проводилась в рамках подготовки к маневрам «Восток-2018», которые пройдут в конце августа — начале сентября. Последним настолько же масштабным мероприятием были учения под кодовым названием «Запад-81». По данным ЦРУ, в них принимало участие 150 тысяч военных, представляющих сухопутные и ракетные войска, авиацию, а также ВМФ.
Это были самые крупные маневры, какие когда-либо видел мир. Многим полякам они запомнились хотя бы потому, что после этих учений, призванных оказать давление на политиков из стран-членов НАТО и напугать их жителей, в Польше было введено военное положение. Сейчас Москва собирается проверить готовность военных проводить масштабные операции, перебрасывать войска на большие расстояния и быстро восстанавливать потенциал резервов. Россияне хотят показать, что они способны проводить стремительные наступательные операции, которые можно использовать, чтобы оказать воздействие на сопредельные страны. Теоретически члены НАТО должны были в ответ на действия Кремля сплотить ряды и показать, что Москва не сможет победить союз западных стран.
Новая Красная армия
<
К сожалению, Кремль не только демонстрирует военную силу, но и переходит в дипломатическое наступление, с ловкостью используя разногласия между западными странами. 18 августа Владимир Путин встречался с Ангелой Меркель. Это была первая поездка российского президента на двусторонние переговоры в Германию с 2014 года, когда российские войска аннексировали Крым, и вторая встреча с немецким канцлером (первая состоялась в мае в Сочи).
<
Лидеры беседовали в резиденции Мезеберг под Берлином три с половиной часа, при этом (что во время переговоров на таком высоком уровне случается редко) они провели много времени с глазу на глаз даже без переводчиков. Официальное сообщение гласит, что главы двух государств обсудили Сирию, план отправки миротворцев на территорию Донбасса и проект «Северный поток — 2». Для руководителя страны, чье существование зависит от экспорта нефти и газа, самой важной была, конечно, последняя тема.
«Северный поток —2» в последнее время критиковали не только польские власти, но и президент США, который на последнем саммите НАТО публично отчитал Меркель за то, что та поддерживает российскую инвестицию. «Мы защищаем Германию, мы защищаем Францию, мы защищаем все эти страны, а между тем некоторые государства заключают соглашения с Россией на строительство газопровода, который пополнит ее казну на миллиарды долларов», — подчеркивал в июле Трамп, отмечая, что Берлин таким образом становится заложником Москвы. Вашингтон решительно высказывается против газопровода «Северный поток — 2», опасаясь, что когда тот будет построен, зависимость Европы от российских энергоресурсов возрастет, а одновременно увеличится объем поступлений в бюджет России, которая формально выступает главным врагом Америки и ее европейских союзников. Как полагает Трамп, запуск второй ветки немецко-российского газопровода также осложнит реализацию глобальных мирных инициатив.
Если в 2019 году инвестиция будет завершена, Газпром сможет прекратить поставки газа через украинскую и польскую территорию. Теоретически Путин обещает, что этого не произойдет, но одновременно он отмечает, что газопровод на Украине будет использоваться, если на его мощности будет спрос, а тот после введения в эксплуатацию нового отрезка российско-немецкой трубы заметно снизится. В прошлом году по одной первой ветке газопровода россияне поставили в Германию в обход украинской и польской территории 51 миллиард кубометров газа (то есть 25% этого сырья, поступающего в Европу). «Северный поток — 2» позволит пересылать этим путем 50% газа, предназначенного для европейских потребителей.
Россия уже не раз использовала газ в качестве геополитического инструмента, а новый проект сможет разделить наш континент, словно железный занавес. При самом неблагоприятном развитии событий приостановка транзита через Украину позволит Москве не только подчинить себе Киев в экономическом плане, но и подготовить почву для военной операции или начала широкомасштабной российско-украинской войны. Неслучайно в 2014 году немецкий политик Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger), который был тогда еврокомиссаром по энергетике, назвал российскую энергетическую политику «новой Красной армией Путина».
Разумеется, у американцев есть еще одна причина выступать против российской инвестиции: Трамп хочет продавать Европе больше американского газа, а запуск «Северного потока — 2» осложнит претворение этого плана в жизнь. Между тем в энергетическом секторе работают более 6,5 миллионов американцев — интересы такого количества избирателей приходится учитывать каждому президенту. Так что Вашингтон пригрозил ввести санкции, пытаясь остановить строительство немецко-российского газопровода с их помощью.
США подготовили целый пакет ограничительных мер, направленных против компаний, задействованных в проекте, а также финансовых организаций, которые его финансируют. Как написала в субботу газета «Уолл-стрит джорнэл», ссылаясь на действующих и бывших членов американской администрации, эти санкции могут вступить в силу в ближайшие несколько недель. Соответствующее решение может появиться в любой момент. Право ввести меры против физических лиц или компаний, принимающих участие в неоднозначном проекте, Конгресс дал Трампу в августе 2017 года. Проблема в том, что и Газпром и европейские фирмы инвестировали в строительство второй ветки «Северного потока» более шести миллиардов долларов, а это значит, что они, скорее всего, не откажутся от него, даже если американцы введут санкции.
Шаги Трампа, наносящие удар по экономике Германии, все более слабая позиция Меркель на внутриполитической арене и усиливающееся давление со стороны обретающей влияние в немецких предпринимательских кругах пророссийской фракции склонили немецкого канцлера дать Путину то, что нужно ему больше всего: обещание завершить строительство трубопровода. Подтверждение намерения претворить в жизнь антипольский и антиукраинский план несмотря на решительные возражения США стало главным пунктом встречи Путина и Меркель. Как заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, Москва и Берлин постараются совместными усилиями оградить газопровод от «неконкурентных и незаконных нападок со стороны третьих государств, чтобы в конечном итоге выйти на завершение этого проекта, который является абсолютно коммерческим и соответствует интересам всех».
Теоретически Германия выиграет от появления «Северного потока — 2» в политическом плане, ведь она станет европейским центром распределения газа. В реальности обещание довести инвестицию до конца стало важной победой российского президента, который заодно добился еще одного успеха: спустя месяц после саммита с Дональдом Трампом его с почестями встречали в немецкой столице. Российский президент может заявить своим соотечественникам, что период международной изоляции России подошел к концу. Варшаве следует отнестись к этому со всей серьезностью, тем более что Германия — не единственная европейская страна, которая решила демонстративно порвать с избранной ЕС политикой остракизма в отношении России.
По дороге в Берлин на встречу с самой влиятельной женщиной мира Путин отправился на свадьбу Карин Кнайсль (Karin Kneissl) — неопытной главы австрийской дипломатии. Он привез с собой хор казаков и не упустил возможности на глазах премьера Австрии Себастьяна Курца пригласить новобрачную на танец. Российский президент, который уже позировал фотографам даже с обнаженным торсом, сидя на лошади, на этот раз тоже сумел произвести отличное впечатление.
Троянский конь на свадьбе
Приглашение российского президента на свадьбу главы австрийской дипломатии официально поддержал вице-канцлер и лидер Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе (Heinz-Christian Strache), который по этому случаю в очередной раз призвал отменить антироссийские санкции. Посетить Австрию Путина, судя по всему, склонило именно желание выразить благодарность этому политическому объединению Одновременно визит позволил ему продемонстрировать миру и в первую очередь россиянам, что никакой изоляции нет, а, напротив, его охотно принимают в (по крайней мере, некоторых) европейских салонах.
У австрийского руководства могут, однако, возникнуть проблемы. Многие комментаторы уже давно называют Вену российским троянским конем в ЕС. Кнайсль, которая проявляет особое расположение к Путину, будет сложно убедить другие страны, что Австрия, председательствующая сейчас в Евросоюзе, на самом деле может выступать беспристрастным переговорщиком, например, между сторонами украинского конфликта. «Того, кто приглашает Путина на свадьбу, нельзя считать нейтральным», — написала в Твиттере глава внешнеполитической комиссии в украинской Верховной раде Ханна Хопко.
Пресс-секретарь австрийского МИД заявил, что Путин был частным гостем Карин Кнайсль, а его визит «не приведет к изменению курса австрийской внешней политики». Однако только исключительно наивный человек мог бы поверить, что российский президент бывает где-либо как «частное лицо». Его время стоит слишком дорого, чтобы тратить его на мероприятия, не имеющие политического значения. Конечно, поездка в Австрию может быть связана для Путина с сентиментальными воспоминаниями о тех временах, когда он в 1980-е годы, работая агентом КГБ в ГДР, приезжал туда кататься на лыжах (по крайней мере, такова была официальная цель его поездок), но у Кремля немало связей с Веной (в частности, там расположены европейские офисы Газпрома и Сбербанка). Главная же причина симпатии Путина к австрийским властям находится на дне Балтийского моря и называется «Северный поток — 2».
То, что изоляция российского лидера, несущего ответственность за вторжение в Крым, развязывание войны на востоке Украины, противоречащие международному праву бомбардировки сирийских городов, защиту кровавого диктатора Башара Асада, использование химического оружия на территории Великобритании и крушение малазийского пассажирского самолета, подошла к концу, — это важный сигнал для Польши.
Новое сближение Москвы и Берлина — гораздо более важное событие, чем встреча президентов США и России Хельсинки, которая вызвала истерическую реакцию многих комментаторов. Команда Владимира Путина все более умело использует в информационной войне российскую военную силу, деньги, идущие на поддержку ее сторонников на Западе, и исключительно эффективную дипломатию. Польскому руководству в связи с этим следует активнее заняться модернизацией наших вооруженных сил, а одновременно не полагаться на поддержку одного Вашингтона, а заключать новые союзы и приобретать новых друзей. Ведь, по всей видимости, в ближайшие годы самую большую опасность будет представлять не появление нового «ялтинского сговора», а губительные последствия энергетической версии пакта Молотова — Риббентропа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.