Еврокомиссия признала, что в ЕС нет единства по поводу одной из ключевых идей европейской энергостратегии — единой системы закупок газа у внешних поставщиков. По словам вице-президента ЕК Мароша Шефчовича, ее поддерживают на востоке ЕС, но потребители Западной Европы за сохранение существующей системы контрактов. Брюсселю будет сложно ввести закупочную монополию в энергостратегию, основанную на либерализации рынков, говорят эксперты, кроме того, против такой системы может выступить и “Газпром”, и поставщики из США, пишет “Коммерсантъ”.
Вице-председатель Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу Марош Шефчович (курирует, в частности, газовые переговоры с Москвой) сообщил, что европейские страны пока не смогли договориться об общих закупках газа. В Западной Европе, где более взаимосвязанный рынок и рыночные механизмы “работают достаточно хорошо”, компании устраивает действующая система закупок (отдельные контракты с поставщиками). В то же время в Центральной и Восточной Европе, где у стран “сложнее переговорная позиция” и трудности с подписанием долгосрочных контрактов, придерживаются идеи общих закупок. Основные потребители российского газа ситуацию с едиными закупками не комментируют. В “Газпроме” отметили, что компания учитывает планы ЕК по созданию энергосоюза, и напомнили, что хаб в Греции (конечный пункт нового проекта монополии “Турецкий поток”, с которого “Газпром” предложил европейским потребителям забирать газ) укладывается в концепцию единой европейской ГТС.
Идея создания единого европейского переговорного центра с поставщиками газа, который мог бы добиться более выгодных условий импорта, возникла еще в начале 2014 года при обсуждении энергостратегии ЕС. В Брюсселе не оставляют попыток примирить позиции стран. “Чтобы такая схема была возможной, понятно, что это должно проходить на добровольной основе, при соблюдении европейских правил конкуренции и соблюдении наших обязательств перед ВТО. Нужно больше времени для изучения: будет ли такая схема возможной при таких обстоятельствах, принесет ли она выгоду, которую ожидают страны-члены”,— заявил Марош Шефчович. Пресс-секретарь ЕК Николь Бокшталлер напомнила, что “конкретных планов ни ЕК, ни вице-президент Шефчович пока не представляли”. В ЕК заявили, что свое видение “гибкого энергетического союза” представят 25 февраля: в документе должно быть отражено, в частности, “укрепление надежности гарантий поставок на основе солидарности и доверия внутри ЕС”. Брюссель намерен укреплять переговорные позиции в отношении поставщиков из третьих стран, “используя, например, добровольные совместные закупки газа”.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research считает проект единой системы закупок газа “не очень жизнеспособным в обозримой перспективе”: схема приведет фактически к монополии, против которой направлена вся энергостратегия ЕС. Общие закупки привлекательны для небольших стран, полностью зависящих от “Газпрома”, но даже они вряд ли пойдут на такой шаг — у каждой из них свой бюджет и политические интересы. Еще одним препятствием к созданию единого закупщика газа, скорее всего, станут США, считает эксперт. Американские компании, привыкшие к конкуренции, в случае открытия экспорта газа из Америки не будут рады монополизации рынка в Европе.
|